Устройство системы смазки двигателя

Конструкция и работа системы смазки двигателя ничем не отличается от любой другой гидравлической системы. В экскаваторе или кране масляная система основана на тех же законах. Неисправности также имеют общие причины.

Масляные каналы

Система смазки двигателя обеспечивает подачу масла под давлением ко всем кривошипно-шатунным и вращающимся деталям. Шейки подшипников коленчатого вала и конические шейки вращаются в стаканах подшипников. Чашки подшипников имеют масляную канавку. Сюда поступает масло из масляного канала. Давление, с которым подается масло, приводит к образованию масляной канавки вокруг кривошипа. Это создает масляное кольцо вокруг шеек. Шейки коленчатого вала вращаются в маслосъемном кольце. Масло смягчает любые удары, вызванные нагрузками. Таким образом, масло смягчает и ослабляет ударные нагрузки и прочность коленчатого вала. Масло переходит в коленчатом валу от шатуна к шатуну. Удерживает шатуны в движении. Штифты и гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием масла. Для этого в кривошипах имеются калибровочные отверстия.

Масло подается к коленчатому валу из центрального смазочного канала. Воздуховод имеет ответвления под каждым шатуном коленчатого вала.

Масло направляется параллельно от центрального канала к шейкам распределительного вала. Распределительный вал вращается по тому же принципу, что и коленчатый вал. Масло образует кольцо вокруг каждой шейки распределительного вала.

Если в масляной системе двигателя используется конструкция распределительного вала с приводом клапанов. Имеется канал, по которому масло подается на вал коромысла. Через вал к втулке коромысла. Через втулку коромысла и отверстие в коромысле масло поступает к регулировочному винту. Это смазывает толкатели рычагов управления.  В других конструкциях систем синхронизации. В них есть масляные каналы, по которым течет масло. Рычаги управления, коромысла, толкатели и другие детали конструкции цепи ГРМ.

Это означает, что все механизмы двигателя соединены между собой масляными каналами.  В котором создается давление масла.

Масляный насос

Давление масла создается масляным насосом. Как правило, это шестеренчатый насос. С минимальными зазорами между втулками, шейками вала и калиброванными втулками. Предназначен для разбрызгивания масла. Система поддерживает необходимое рабочее давление масла.

Каждая гидравлическая система имеет одинаковый принцип работы. Масляный насос не создает давления, пока масло не встретит сопротивление. Или в нашем случае, пока масло встречает сопротивление во вкладышах и калиброванных отверстиях, насос будет создавать необходимое рабочее давление.

Давление масла в системе

Шейки коленчатого вала, шатуны, шейки распределительного вала и коромысла имеют зазор между втулками и вкладышами подшипников в среднем не более 0,15 мм. Этого достаточно, чтобы насос в системе создавал рабочее давление от 0,2 до 6,5 мм. Давление также может быть выше. Насос будет качать, пока не лопнет. Редукционный клапан предотвращает разрыв насоса. Он устанавливается либо на самом насосе, либо в масляном канале. Давление, при котором масло сливается в обратную линию, составляет 6,5 нм. Как только давление в системе снизится. Насос перезапускается. Редукционный клапан состоит из шара и поршня с пружиной. Пружина имеет такой размер, чтобы выдерживать необходимое давление. Это сдерживает необходимое давление. Если приложить большее давление. Шарик или поршень открывает трубку, в которой создается давление, и масляный канал поступает в картер, т.е. в обратном направлении. Давление падает, и шар или поршень закрывает линию. Он снова начинает поддерживать в нем рабочее давление.

Читайте также:  Установка корзины сцепления на тракторе Т 16

Магистраль высокого  и низкого давления

Масляная система двигателя оснащена линиями низкого и высокого давления. Высокое давление создается за счет нагнетания масла в систему. По нижней линии масло подается к насосу. Магистраль низкого давления состоит из трубы всасывания масла и трубы подачи масла от маслозаливной трубы к насосу. Труба всасывания масла является продолжением на конце направляющей трубы. Он окружен экраном. Фильтр служит для предотвращения попадания крупных деталей в насос. Это может быть грязь, кусочки металла или опилки.

Фильтр тонкой очистки масла

В линии высокого давления установлен точный масляный фильтр. Параллельно ему или непосредственно в фильтре устанавливается клапан. Он открывается при засорении фильтрующего элемента. Масло начинает поступать через клапан. Когда фильтр перестает подавать необходимое для работы двигателя количество масла.  Его также называют перепускным клапаном. Или, проще говоря, резервный, запасной путь для потока нефти.

Причины низкого давления масла в двигателе

Причины низкого давления моторного масла могут заключаться в различных компонентах. Они связаны как с общим износом двигателя, так и с выходом из строя отдельных механизмов двигателя. Они влияют на работу всей системы смазки.

Износ деталей.

Износ шеек вала, вкладышей, приводит к увеличению зазора между ними.  Масло легче уходит из-под рабочей поверхности. Это снижает нагрузку на насос. Насос начинает создавать меньшее давление.  Поэтому общее давление в магистралях высокого давления двигателя снижается. Это является основной причиной низкого давления масла в двигателе.

Какое давление масла должно быть в двигателе.

Давление масла должно образовывать оптимально стабильное масляное кольцо вокруг валов и шеек коленчатого и распределительного валов.

Последствия низкого давления масла

Если давление масла слишком низкое, увеличивается трение между валом и втулкой. Удар вала о накладку становится тяжелее и эффективнее.  В результате вкладыши подшипников разрушаются. Двигатель заклинивает.

Среднее допустимое низкое давление почти для всех двигателей составляет 0,2 Нм.

Нормальное давление при низких оборотах двигателя составляет 1,5-2,5 Нм.

При скорости 60 км/ч и 2 000 об/мин нормальное давление составляет от 3-4 Нм до 6,5 Нм.

Редукционный клапан предотвращает избыточное давление в масляной системе. Современные автомобили не оснащаются датчиками давления масла. Манометр давления масла – это простая сигнальная лампочка. Он загорается, если давление в системе падает ниже 0,2 Нм.

Если лампочка мигает на холостом ходу. Если лампочка начинает мигать на холостом ходу, это первый сигнал о том, что двигатель приближается к критическому износу. Ремонт неизбежен. Если лампочка не гаснет при скорости 60 км/ч, давление масла в системе составляет 0,6 Нм. двигатель может продолжать работать.

Например, двигатель ЗМЗ 511, который установлен на Газ 53. Он очень чувствителен к износу. Низкое давление масла является почти нормой для этих двигателей. Некоторые водители заклеивают индикаторную лампочку, чтобы она не светила им в глаза и не отвлекала их.  Двигатель запускается холодным, и лампочка кратковременно гаснет перед прогревом. Это нормально, и лучшего я и желать не могу. Но, как бы то ни было, низкое давление разрушает двигатель. И рассчитывать на долгую жизнь не приходится.

Читайте также:  Установка ремня ГРМ ауди 80

Износ масляного насоса

Масляный насос подвержен износу, как и любой другой механизм. Шестерни и их контактные поверхности изношены. Масло начинает течь внутри насоса. Давление в системе падает. Насосы очень редко выходят из строя. Двигатель становится практически неремонтопригодным.  Ничто не длится вечно. Существуют специальные испытательные стенды для проверки работы насоса. И если вы сомневаетесь, вы можете проверить насос.

Сетка маслозаборника.

Причины низкого давления масла в двигателе возникают в системе всасывания масла масляным насосом. Грязь, сколы, копоть, которые образуются в полости двигателя. Грязь и крошки в полости двигателя забивают сетку маслозаборника. Масло начинает вытекать с большим трудом. Насосу не хватает масла для работы, в результате чего давление в системе двигателя падает. Очистка сетки возможна только после снятия масляного поддона.

Механическое повреждение поддона двигателя.

Углубление в поддоне для сбора капель может вызвать падение давления. Если в результате удара поддон был вмят внутрь, он может оказаться рядом с маслозаборной трубкой. Частично заблокируйте его. Как и в случае засорения, поступающего масла будет недостаточно для создания давления в системе.

Трещина на трубке масло заборника.

Возможное воздействие на масляный поддон может привести к изгибу маслозаборной трубы. В результате в нем появится трещина. Это приведет к нарушению герметичности трубы. Это приведет к тому, что воздух вместе с маслом попадет в масляный насос. Давление также снижается. Трубка соединена с насосом резиновым уплотнительным кольцом. Таких печатей может быть несколько. В зависимости от конструкции маслозаборной трубки. Он может состоять из нескольких трубок и ходов.  Резиновые кольца устанавливаются в качестве уплотнений. Со временем они теряют свою эластичность. Они становятся твердыми. И малейшая нагрузка или движение трубки может вызвать утечку воздуха в месте уплотнения. Это приведет к падению давления масла в системе высокого давления. Поэтому, открывая масляный поддон, необходимо убедиться, что кольца в порядке. Лучше заменить их на новые.

Уплотнения в магистрали высокого давления.

Некоторые конструкции масляных систем также имеют резиновые уплотнения в линиях высокого давления. Например, в двигателе Газ 53. разъем втягивает корпус редукционного клапана. На нижней стороне находится плоское резиновое уплотнительное кольцо. Со временем она теряет эластичность и становится хрупкой. При замене масляного фильтра. Корпус фильтра откручивается. Он вкручивается в этот разъем. Фильтр откручивается.  Разъем как при откручивании фильтра, так и при его закручивании. Он должен быть завинчен до упора. Резиновое кольцо, которое должно быть гибким, ломается. Все давление масла проходит через это кольцо. Если вы этого не знаете, давление в двигателе не поднимется. Поэтому если есть проблема с давлением масла. Необходимо внимательно изучить схему масляной системы.

Диагностика давления масла.

Контрольная лампа давления масла загорается на холостых оборотах двигателя. Это первый тревожный симптом. Но, возможно, еще не все потеряно. Причина низкого давления моторного масла может быть очень простой и легко устранимой.

Самая удаленная точка от масляного насоса – головка блока двигателя. Естественно, на коромыслах или на распределительном валу, если он находится в головке блока цилиндров. Самое низкое давление на двигателе. Но он должен присутствовать для нормальной работы двигателя. Поэтому, даже если вы просто откроете крышку топливного бака в клапанной крышке. Детали головки тщательно смазываются. Во время работы двигателя вы можете заметить брызги масла. Если брызги отсутствуют, это означает, что масло находится под давлением. Один этот факт указывает на наличие неисправности в масляной системе. Это также является хорошим признаком того, почему горит лампочка давления масла.

Читайте также:  Методы защиты от коррозии металлов

Также возможно, что неисправен датчик давления масла. Загорается свет, и головная часть обильно смазывается. Вы можете просто попробовать заменить датчик. Но правильнее было бы измерять давление с помощью механического манометра.

Необходимо найти место, где находится датчик давления масла. Открутите его. Вставьте на его место механический манометр. Он точно показывает давление масла в масляной системе. Давление масла ниже 0,2 Нм на холостом ходу. Указывает на неисправность.

Любая неисправность в двигателе должна начинаться со снятия масляного поддона. Первое, что необходимо проверить, это, конечно же, состояние масляного бака и соединений с насосом. Нет ни трещин, ни грязи, состояние уплотнителей хорошее. Если все в порядке. Необходимо проверить коренные шейки коленчатого вала и шатунные шейки. Это можно сделать с помощью калиброванной пластиковой проволоки. Открутите крышку коренного подшипника и подшипника коленчатого вала, вставьте пластиковую проволоку между штифтом коленчатого вала и чашками подшипника. Крышка закручивается с моментом затяжки, указанным для модели двигателя. Снова снимите крышку. Зазор может быть прочитан по всей ширине зазора. Она не должна превышать 0,15 мм. Это измерение можно назвать предварительным. Это происходит потому, что шейка коленчатого вала изнашивается неравномерно. Износ образует овал. В поперечном сечении шейки коленчатого вала. Поэтому это измерение может дать приблизительное представление об износе. И условно исключить или подтвердить причину неисправности.  Чтобы перейти к поиску неисправности.

Износ  распредвала и гидрокомпенсаторов.

Из-за конструкции системы смазки двигателя распределительный вал должен быть расположен в головке блока цилиндров. Износ также проверяется с помощью пластиковой проволоки. Она не должна превышать 0,1 мм.

Если система смазки двигателя требует, чтобы распределительный вал находился в блоке двигателя.  Вы можете попробовать вставить щуп между шарниром распредвала и втулкой. Если щуп подходит, износ недопустим для дальнейшей эксплуатации. С шатунами это будет трудно сделать. Но как вариант.

Потери масла в валах коромысел можно оценить по износу втулок. Рычаги управления не должны шататься слева направо на валу.

Небольшая утечка в боковом клапане также указывает на утечку в толкателях.

Конечно, более точную картину можно было бы увидеть, если бы двигатель был полностью разобран. И все подобные измерения не дают точного ответа на вопрос об износе двигателя. Эти измерения могут проводиться только для того, чтобы найти причину, отличную от износа. Например, повреждение прокладки, трещины. Возможно, вышел из строя масляный насос или редукционный клапан заблокировался в одном положении. Это приводит к тому, что масло в линии высокого давления попадает в обратный поток.

Конструкция системы смазки двигателя может быть различной. Причина неисправности может быть правильно определена. Если вы знакомы с конструкцией и схемой. Однако если пробег двигателя превысил 150 000 км, это, скорее всего, связано с износом двигателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто и спецтехники.ру