Мнения о том, нужно ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед запуском, расходятся: одни говорят, что двигатель нужно прогревать, другие – что этого делать не следует.
Рабочая температура двигателя
Поэтому давайте проверим, нужно ли предварительно прогревать двигатель или нет. Ответ на этот вопрос можно найти в законах физики, первый из которых заключается в том, что, каждое тело расширяется при нагревании, причем расширение имеет разную величину (коэффициент теплового расширения), а второй в том, что трение между двумя поверхностями всегда мало или большой износ на них.
Поэтому в базовом режиме двигатель работает при достаточно стабильных температурах в пределах 90 градусов Цельсия. Поскольку двигатель изготавливается в ходе сложного технологического процесса, а внутренние механизмы и детали имеют свои термические допуски, нормальная работа и снижение трения поверхностей трения достигается двигателем после рабочей температуры, т.е. после прогрева двигателя до минимальной рабочей температуры.
Масляное голодание двигателя
Краткий обзор того, что происходит на начальном этапе прогрева двигателя автомобиля зимой перед его запуском. В течение первых нескольких секунд после запуска двигателя, если он долго работал на холостом ходу, будет ощущаться масляное голодание, поскольку масло в поддоне картера только начинает поступать по маслопроводам к греющимся частям двигателя. В этот период происходят следующие явления, детали двигателя начинают работать в неблагоприятных условиях, зазоры малы, масло проскальзывает, увеличивается трение на поверхностях без необходимого количества смазки, но по мере постепенного прогрева двигателя эти процессы начинают исчезать и двигатель достигает рабочей температуры.
Возражения экологов
Различные руководства по эксплуатации современных автомобилей часто советуют не прогревать двигатель – в основном из экологических соображений, – но хорошо известно, что законы физики все же соблюдаются.
Повышенный износ двигателя при трогании с места
Теперь представим следующую ситуацию, когда водитель автомобиля запускает холодный двигатель зимой или ночью после длительного периода простоя, масло в масляном картере загустевает и в первые секунды запуска возникает очень сильное поверхностное трение, происходит износ. Если водитель переключает передачу и выезжает, это создает несравнимо большую нагрузку на двигатель. После этого ситуация становится еще хуже.
Именно поэтому холодный двигатель изнашивается быстрее, чем теплый.
Также важно помнить о качестве масла и своевременной его замене перед началом следующего сезона. Использование некачественного масла также приводит к износу двигателя, поскольку современные двигатели работают на более высоких скоростях и температурах, различные загрязняющие вещества, содержащиеся в некачественном масле, начинают забивать масляные каналы и отложения различных загрязняющих веществ накапливаются в двигателе, “убивая” его.
Теперь вы можете ответить, нужно ли прогревать двигатель зимой перед запуском или нет – однозначно нужно, хуже двигателю не будет. Согревание необходимо как летом, так и зимой. Некоторые не прогреваются полностью до рабочей температуры, но перед началом движения необходимо прогреть стрелки термометра на приборной панели. То, насколько сильно вы прогреете свой автомобиль, будет зависеть от того, когда температура достигнет 50 градусов Цельсия. Ну, а если вы прогрели двигатель до рабочей температуры, то это только плюс для двигателя, но минус для окружающей среды.