Принцип работы кондиционера автомобиля

Работа автомобильной системы кондиционирования воздуха основана на определенных физических свойствах используемой жидкости. Жидкость, которая в нем используется.  Эти свойства можно лучше проследить на примере обычной воды.

Свойства хладагента

Вода испаряется с любой поверхности. Например, если вы чувствуете холодок на руке, это означает, что на испарение молекул воды тратится больше энергии.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Поверхность охлаждается.

Принцип работы автомобильной системы кондиционирования воздуха

Интенсивное испарение достигается при кипячении жидкости. В случае с водой ее необходимо нагреть до температуры кипения 100 градусов при нормальном атмосферном давлении. При кипении происходит интенсивное испарение по всему объему жидкости. В этом процессе расходуется гораздо больше энергии. Что даже источник тепла, превышающий температуру кипения в несколько десятков раз, не может нагреть воду выше 100 градусов.

Еще одним очень важным свойством жидкостей является то, что температура кипения в нашем случае испарения зависит от давления окружающей среды. В горах, где давление ниже нормального атмосферного давления, вода закипает при температуре 60 градусов.

Принцип работы автомобильного кондиционера

И наоборот, если давление повышается, то в качестве примера можно привести скороварку. Там давление повышается за счет пара, образующегося при кипении, температура воды становится выше 100 градусов. В дальнейшем это свойство жидкости поможет нам обнаружить неисправность кондиционера воздуха

Устройство кондиционера

Сам кондиционер представляет собой закрытую герметичную систему. На холостом ходу хладагент находится в газообразном состоянии. Компрессор создает давление, и газ нагревается в результате сжатия. Газ поступает в радиатор или конденсатор, как его еще называют. Газ конденсируется и превращается в жидкость. В жидком состоянии он проходит через фильтр-осушитель. Она поступает в радиатор – испаритель. На входе которого (в зависимости от конструкции кондиционера) установлен распылитель или тромоклапан. Они фактически создают давление, необходимое для конденсации водяного пара в системе. Потому что они препятствуют дальнейшему движению жидкости.

Читайте также:  Регулировка двухдискового сцепления

Затем, благодаря распылителю или ТРВ, жидкость распыляется. Разрозненные перепады давления в испарителе радиатора. Жидкость начинает интенсивно испаряться, что приводит к охлаждению. Внешний вентилятор обдувает испаритель, и прохлада поступает в салон автомобиля. Далее хладагент уже в газообразном состоянии и под низким давлением поступает в компрессор, где нагревается и сжимается для продолжения процесса.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Трудно представить себе кондиционер, в котором хладагентом является вода. Скорее всего, он был бы размером с паровоз и достигал бы высоких температур и давления. Поэтому была изобретена жидкость, которая позволила создать компактный и безопасный в использовании и ремонте кондиционер. В настоящее время в автомобильных кондиционерах используется хладагент R 134a, температура кипения которого составляет минус 25 градусов.

Хранение хладагента

Он хранится в специальных баллонах, в которые он закачивается в жидком состоянии под давлением.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Жидкость не занимает весь объем цилиндра.  Поэтому хладагент в баллоне находится в двух агрегатных состояниях – жидком и газообразном.  Это означает, что по мере испарения хладагента из жидкого состояния в газообразное, давление газа достигает значения, при котором процесс кипения хладагента прекращается и хладагент остается в жидком состоянии при температуре окружающей среды.

Это свойство жидкости можно затем использовать при зарядке кондиционера. Поэтому кондиционер можно заправлять как жидкостью, так и газом. Когда кран находится в верхней части цилиндра, хладагент выпускается в газообразном состоянии, а когда цилиндр перевернут вверх дном, хладагент выпускается в жидком состоянии.

Принцип работы кондиционера автомобиля

Время, в течение которого холодный воздух поступает в салон, зависит от продолжительности работы компрессора. На шкиве компрессора установлена электромеханическая муфта. При включении компрессора шкив соединяется с валом компрессора через электромагнит. Компрессор начинает вырабатывать давление. На линии высокого давления установлен датчик, если давление ниже нормы, то это обычно связано с отсутствием утечки хладагента, в результате чего контакты датчика размыкаются и компрессор не запускается.

Читайте также:  Ремонт двигателя ВАЗ 2110, 2112 16 клапанов

При недостатке хладагента компрессор выходит из строя. Если давление в системе выше допустимого, датчик также размыкает контакты. Компрессор выключится. Это происходит в случае засорения системы, повреждения шлангов или фильтра осушителя.  Также термостат влияет на продолжительность работы компрессора. Которыми мы управляем вручную для поддержания определенной температуры в салоне.  Более совершенная система кондиционирования воздуха управляет включением и выключением компрессора в зависимости от параметров, которые мы задаем для температуры в салоне.

Существует еще одна система, которая регулирует давление. Терморегулирующий клапан (ТРВ) регулирует температуру в испарителе радиатора, при достижении критической температуры клапан изменяет диаметр входного отверстия в испарителе, соответственно, изменяется давление в системе, что приводит к изменению температуры испарителя.

Автомобильный кондиционер и принцип его работы ничем не отличаются от кондиционеров, используемых в других помещениях

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто и спецтехники.ру