К сожалению, мы начинаем обслуживать автомобильный аккумулятор только тогда, когда он перестает крутить стартер и мы не можем завести машину. У некоторых он работает уже второй год, другие хвастаются, что батарея прослужила более шести лет. В обоих случаях все это правда. Для того чтобы аккумулятор служил нам дольше, необходимо периодически проводить его обслуживание.
Подавляющее большинство людей, которые водят автомобили, не являются экспертами в области химии и электротехники, чтобы понять все процессы, происходящие в аккумуляторе. Поэтому нет необходимости понимать его досконально. Однако необходимо знать некоторые элементарные вещи. В качестве примера возьмем 12-вольтовую батарею. Он состоит из шести последовательно соединенных банков. Каждый банк имеет рабочее напряжение 2,1 В, поэтому нормальное напряжение батареи составляет от 12,6 В до 12,8 В. В каждом банке происходят химические процессы. Нужно понимать, что электрический ток в банке возникает между свинцовыми пластинами, которые помещены в раствор серной кислоты (электролит). Кислота разводится в дистиллированной воде в определенной пропорции. Для каждой климатической зоны эта пропорция имеет разное соотношение, как показано в таблице.
Климатические зоны для измерения плотности электролита | Плотность электролита, г/см3 |
Очень холодно | 1,3 |
Холод | 1,28 |
Умеренный | 1,28 |
Теплый влажный | 1,28 |
Жаркий, сухой | 1,23 |
Опустим описание химических процессов, происходящих в банках, оно не всем понятно и знать его нет необходимости, единственное, что мы должны хорошо понимать, это то, что при разрядке АКБ количество дистиллированной воды увеличивается, а количество кислоты уменьшается, и наоборот при зарядке АКБ количество кислоты увеличивается, а количество воды уменьшается, это поможет нам в дальнейшем оценить степень заряженности АКБ с помощью прибора под названием изометр. Конечно, эти знания поверхностны, но их достаточно для правильного обслуживания батареи.
Батарею следует всегда содержать в чистоте. Грязь и электролит на крышке проводят электрический ток и вызывают короткое замыкание клемм аккумулятора, что приводит к его разрядке.
Крепление кабельных наконечников должно быть надежным, а сами наконечники должны быть плотно прижаты к клеммам. Если контакт ослаблен, проводники могут сгореть, а клеммы расплавиться; кроме того, возникающие искры могут привести к взрыву батареи из-за газов, образующихся при работе батареи.
Любые отложения на клеммах аккумулятора можно легко удалить простой водой.
4) По этой причине необходимо регулярно очищать все вентиляционные отверстия, чтобы предотвратить чрезмерное скопление газа в батарейном отсеке.
5. необходимо регулярно проверять уровень электролита в банках. Если уровень электролита низкий, следует добавить дистиллированную воду, но ни в коем случае не электролит или кислоту. Количество кислоты остается неизменным, а вода стремится испариться.
6 Периодически проверяйте плотность электролита в банках. В этой таблице показано, как плотность электролита указывает на низкий заряд батареи.
Процент разряда батареи, %. | Плотность электролита, г/см3 | Напряжение батареи, В |
1,27 | 12,6 | |
20 | 1,24 | 12,5 |
40 | 1,21 | 12,3 |
60 | 1,17 | 12,3 |
80 | 1,14 | 11,9 |
100 | 1,1 | 11,7 |
Если плотность низкая, зарядите аккумулятор с помощью зарядного устройства.
зарядное устройство. Плотность электролита в банках никогда не должна увеличиваться за счет долива кислоты. Это приведет к увеличению концентрации и, как следствие, разрушению пластин, что, естественно, сократит срок службы батареи.
7 Чтобы определить уровень заряда батареи, периодически проверяйте напряжение на клеммах с помощью вольтметра. Отношение заряда батареи к ее напряжению приведено в следующей таблице
Показания вольтметра, В | 12,6 | 12,5 | 12,3 | 12,1 | 11,9 |
Процент заряда, %. | 100 | 75 | 50 | 25 |
Индикаторная лампочка на приборной панели не показывает уровень заряда аккумулятора, а падение напряжения ниже допустимого уровня сокращает срок его службы.
8 Электрическая система автомобиля должна поддерживать напряжение 13,9-14,5 вольт. По этой причине следует проверить напряжение ремня генератора. Неисправности в электрической системе, включающей генератор и регулятор напряжения, необходимо своевременно устранять. Повышение напряжения выше допустимого значения также имеет негативные последствия, как правило, вызванные выходом из строя регулятора напряжения.
Уход за батареей не сложен, и им не следует пренебрегать, так как это значительно увеличит срок службы батареи.