При регулировке клапанов на автомобиле ЗИЛ 130, как и на других двигателях, необходимо знать четыре основных правила
- Где находится первый цилиндр. Потому что все видимые метки на шкивах соответствуют положению поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке (TDC).
- В каком положении коленчатого вала поршень первого цилиндра находится точно в TDC в такте сжатия? В этом положении впускные и выпускные клапаны закрыты, а тепловые зазоры клапанов отрегулированы.
- Необходимо знать порядок работы цилиндров данного двигателя. То есть, какой цилиндр будет запущен следующим. Чтобы повернуть коленчатый вал и начать регулировку следующего по порядку цилиндра.
- Чтобы узнать угол, на который нужно повернуть коленчатый вал, чтобы привести поршень следующего цилиндра в положение TDC в такте сжатия
Эти четыре принципа применимы ко всем четырехтактным двигателям внутреннего сгорания. После освоения этих пунктов регулировка клапанов может осуществляться без помощи технических специалистов.
Расположение цилиндров Зил 130
Первый цилиндр в ЗИЛ 130 расположен с правой стороны по направлению движения. На рисунке показана нумерация всех цилиндров. Это понадобится для того, чтобы знать, где находится каждый последующий цилиндр. Отрегулируйте клапаны в соответствии с порядком их работы.
Установка ВМТ в момент сжатия
Проблема возникает, когда поршень находится в правильном положении для регулировки клапанов первого цилиндра. Поршень должен находиться в положении TDC точно в момент такта сжатия. На шкиве коленчатого вала есть метка. Она должна быть совмещена с меткой TDC на шкале.
Действительно, поршень первого цилиндра будет находиться в точке TDC. Но каким он будет в такте сжатия, нужно убедиться. Потому что в полном цикле работы двигателя с первого по восьмой цилиндр. Поршень находится в точке TDC дважды. Нас интересует только одна позиция. Эта позиция может быть определена несколькими способами.
- Если двигатель в автомобиле работоспособен. Вы можете снять наконечник с провода свечи зажигания, идущего к первому цилиндру. И вращайте коленчатый вал при включенном зажигании. В этот момент провод свечи зажигания и заземление поражают. Метка TDC на шкиве коленчатого вала должна быть совмещена с меткой на шкале. Искра появится до того, как поршень достигнет верхней мертвой точки. Совместив метки, можно добиться правильного положения поршня.
- Вы можете выкрутить свечу зажигания первого цилиндра и заткнуть свечное отверстие бумажной свечой. После поворота коленчатого вала пробка вылетает. Осталось только совместить метку на шкиве с меткой TDC на шкале. Вы можете просто заткнуть отверстие пальцем. Когда из-под него начнет выходить воздух, метки будут выровнены. Это означает, что в цилиндре происходит сжатие. Начинается компрессия. Поэтому клапаны полностью закрыты.
- TDC определяется визуально по коромыслам. В положении сжатия, когда поршень достигает TDC, коромысла не перемещаются. Клапаны закрыты. Во втором положении, когда поршень приближается к TDC, один клапан закрывается. Другой клапан откроется, как только будет превышен TDC. В случае стационарного клапана знаки совмещены.
Когда поршень первого цилиндра находится в правильном положении, отрегулируйте клапаны первого цилиндра.
Регулировка клапанов Зил 130
Чтобы отрегулировать клапаны, ослабьте контргайки регулировочного винта. Поместите измеритель зазора 0,25 или 0,3 мм между клапаном и рычагом клапана. Если установлен калибр 0,25 мм. Когда регулировочный винт затянут. Коромысло будет зажимать щуп. Щуп должен перемещаться с небольшим усилием. Если установлен щуп диаметром 0,3 мм, момент затяжки должен быть выше. Зонд перемещается, но коромысло не должно давить на клапан, иначе он откроется, и регулировка будет неправильной. Регулировка клапанов на автомобиле ЗИЛ 130 обеспечивает одинаковый зазор на впускных и выпускных клапанах. После регулировки затяните контргайки. В то же время регулировочный винт не должен проворачиваться. Поэтому его необходимо затягивать с помощью отвертки.
Порядок работы цилиндров двигателя ЗИЛ 130
Чтобы отрегулировать последующие клапаны, необходимо знать порядок работы цилиндров. Она заключается в следующем
Это означает, что после регулировки первого цилиндра необходимо отрегулировать клапаны цилиндра 5, затем 4 и так далее по порядку.
Проворачивание коленчатого вала
Коленчатый вал должен поворачиваться каждый раз на один и тот же угол, чтобы поршни в цилиндрах поочередно находились в положении TDC. Этот угол является
90 градусов.
Чтобы не перепутать коленчатый вал со шкивом, можно нанести на него метку.
и поверните коленчатый вал в соответствии с метками.
Все свечи зажигания можно было выкрутить, а поршни в каждом цилиндре привести в положение TDC, прощупывая их отверткой.
Коленчатый вал можно повернуть следующим образом. Клапаны первого цилиндра устанавливаются путем совмещения меток на шкиве и шкале. Затем коленчатый вал поворачивается по часовой стрелке на 90 градусов и регулируются клапаны цилиндра 5. Затем коленчатый вал поворачивается на 90 градусов. Регулируются клапаны четвертого цилиндра и так далее до восьмого цилиндра. В соответствии с порядком расположения цилиндров. Понять, почему коленчатый вал повернут на 90 градусов, очень просто.
В каждом цикле работы двигателя коленчатый вал дважды вращается от первого до восьмого цилиндра. Коленчатый вал совершает один оборот. Два оборота коленчатого вала дают 720 градусов, два оборота – 360 градусов. Работают 8 цилиндров. Таким образом, 720 разделить на 8 равно 90 градусов.
Если цилиндров было 6, то 720 разделить на 6 получается 120 градусов, у четырехцилиндровых двигателей регулировка клапанов проварачивается на 180 градусов.
Регулировка клапанов зил 130 за два оборота
Регулировка клапанов осуществляется быстрее всего в пределах двух оборотов коленчатого вала.
Первое вращение необходимо для совмещения метки на шкиве с меткой TDC на шкале в такте сжатия первого цилиндра. Как было описано ранее. В этом положении установлены клапаны следующих цилиндров:
Впуск и выпуск 1 цилиндр
Выхлоп 2 цилиндра
Выхлоп 3 цилиндра
Выхлоп 4 цилиндра
Выхлоп 5 цилиндров
Выхлоп 7 цилиндров
Выхлоп 8 цилиндров
Остальные клапаны регулируются после того, как коленчатый вал совершит один оборот на 360 градусов. Метка на шкиве и метка TDC на шкале должны быть снова совмещены.
Схематично это выглядит следующим образом
Регулировка клапанов в двигателе ЗИЛ 130 аналогична регулировке клапанов в двигателе ГАЗ 53. Тот же принцип регулировки клапанов в двигателе Камаз и клапанов в двигателе ЯМЗ 238. Разница в методах регулировки. Каждый двигатель имеет конструктивные особенности. Это обеспечивает более удобную регулировку. Но основной принцип одинаков для всех двигателей V8